|
|
Статьи |
|
В очерках использованы публикации печатных изданий и местных краеведов Анатолия Ивановича Шаховского, Ивана Евлампиевича и Николая Ивановича
Белосельских.
ТОРГОВО-ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ.
Одной из причин быстрого развития многих городов и сел на Ярославской земле явилось создание северного пути, проторенного в силу необходимости экономических и политических связей юга и севера тогдашней Руси.
Подъезжая к границе нашего района со стороны Ярослав¬ля, мы видим село Ям — это по всей вероятности, бывшая ямская слобода, одно из звеньев русской дорожной службы. Если заглянуть в свод законов XV века, так называемый, «судебник» великого князя Московского Ивана III, утвержденный им в 1497 году, то из него можно узнать, что по всем русским сухопутным дорогам были организованы дорожные станция, называвшиеся ямами, и установлена плата за проезд.
Можно предполагать, что организация дорожной службы заимствована у татар. Об этом говорят корни слов, связанные с ней: дзям (ям) — по-татарски дорога, а Ян-чи (ЯМЩИК) — проводник. На ямскую службу принимали исключительно добровольцев. Ямщики освобождались от многочисленных налогов и получали «государево жалованье» — 20 рублей в год да, кроме того, своеобразные проездные до трех денег за каждые 10 верст пробега, это говорит о том, какое огромное значение придавалось дорогам. Но дорожная служба ложилась тяжелым бременем на народ, обязанный строить ямские дворы и платить в казну ямские деньги.
Начиная с Третьей четверти XVI века северная дорога стала внешнеторговым путем, соединив Москву с Архангель¬ском. Ямщики начали обслуживать иностранцев, и те были по¬ражены организацией дорожной службы и быстротой езды. Так англичане Джанкинсон и Ченслер сообщали своему правительству, что они ехали в Москву со скоростью около 200 километров в сутки. Скорость для того временя в Европе не¬слыханная и невиданная. Она достигалась благодаря распо¬ложению ямов. Взяв пассажиров, ямщик мчал их 30-35 километров, или половину, так называемого перегона. Небольшая остановка для отдыха и подкормки лошадей — и снова в путь. Через каждые 60—70 километров лошадей перепрягали, и новый ямщик на свежих лошадях гнал их как мог быстро. Расстояние между городами в 60—70 километров — не случайность и не прихоть их основателей, а жизненная необходимость. 60—70 километров — норма пробега лошади. Даниловская слобода, расположенная на перекрестке торговых путей из Ярославля в Вологду и из Романова (Тутаева) в Любим, росла и развивалась в основном как торговый пункт. Некоторое представление о нашем городе 60—70-х годов XVII века находим и описании голландского посла Кунраада Фан-Кленка, ехавшего в Москву:
«1 января 1676 года посольство проезжало красивым селением — Даниловской слободой, по величине и красоте похожей на город с рынками и тюрьмами».
В январе 1702 года через Данилов ехал из Архангельска в Москву голландский художник Корнелий Бруни. Даниловскую слободу он описывает как прекрасное и большое местечко, где ведется торговля и находится большой конный завод, при надлежащий царю, в котором числится более двух тысяч лошадей.
Ямщицкие тройки вносили оживление в однообразную жизнь Данилова. Появились новые постоялые дворы, чайные, гостиницы. Торговый тракт, несомненно, способствовал эконо¬мическому и культурному развитию города и уезда.
|
|
Разное |
|
У кого есть какие-либо предложения или кто-то желает открыть новую рубрику, раздел и т.п. -- пишите, обсудим. syar2006@mail.ru
|
|
|
Для детального прогноза "кликни" по картинке.
|