|
|
Статьи |
|
Александра ОТОРОЧКИНА
аспирантка Ярославского Государственного университета им. П. Г. Демидова.
НАЧАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДАНИЛОВСКОГО УЕЗДА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Первая половина XIX в. - время активного реформирования системы образования в Российской империи. В начале XIX века в русле либеральных реформ Александра I были созданы 4 ступени народного образования, которые с некоторыми изменениями сохранялись вплоть до 1917г. По "Уставу" 1804 г. высшую ступень составляли университеты, среднюю - гимназии (в каждом губернском городе), промежуточную - уездные училища (по одному в каждом уезде) и низшую - приходские школы (в городах и селах). Фундаментом системы просвещения явилось начальное образование, оно определяло, да и определяет по сей день, социально-экономический и культурный потенциал страны. Это было отмечено еще в первой работе 1863 г. М. Сухомлинова о развитии приходских и уездных школ Ярославского края в первой половине XIX века.
Сегодня, когда в России в очередной раз поднят вопрос о реорганизации учебного дела, актуальным является изучение истории развития системы образования, выявление специфики проведения школьных реформ и деятельности учебных заведений на местном уровне, в особой культурно-исторической среде провинции. Интересным в этом отношении является история начальных школ Даниловского уезда в первой половине XIX века.
Источниками для данного сообщения стали документы фонда 549 "Дирекции училищ Ярославской губернии", фонда 73 "Канцелярии Ярославского губернатора" Государственного архива Ярославской области (далее ГАЯО). Особое внимание было уделено прошениям, отчетам штатных смотрителей, содержателей частных пансионов и школ, были проанализированы распоряжения и постановления директора училищ Ярославской губернии, Министерства на-
родного просвещения (далее МНП). Сведения о состоянии сельских школ были почерпнуты из материалов фонда 642 "Ярославского губернского статистического комитета" и фонда 230 "Ярославской духовной консистории".
После появления "Устава" 1804 г. уездные приходские школы начали создаваться на основе сети главных и малых народных училищ, открытых в 80-х гг. XVIII в. по приказу Екатерины II. В г. Данилове малое народное училище появилось в 1789 г. (одновременно со школами Любима и Пошехонья), через 2 года после открытия в г. Ярославле главного и малого народного училищ. Если малые народные училища в Ярославле, Рыбинске, Ростове в середине 1800-х гг. получили статус уездных, то в Данилове школа, по документам Дирекции училищ Ярославской губернии, до 1808 г. числилась как "малая народная". К1810 г. она вообще прекратила свое существование.
В 1811 г. ярославский гражданский губернатор М. Н. Голицын обратился с письмом к директору училищ Ярославской губернии Н. Ф. Покровскому, где отметил, что, так как для учреждаемого в г. Данилове "малого училища" недостает городских доходов", то "надобно сообразить наперед, чего будет стоить содержание его". Михаил Николаевич спрашивал у Н. Ф. Покровского о возможности назначения на пост штатного смотрителя данного учебного заведения городского головы, именитого гражданина И. И. Зженова. Проект открытия в Данилове начальной школы встретил сопротивление местных жителей, только жесткий контроль со стороны МНП, ярославского генерал-губернатора принца Георгия Голштинского, местного начальства, а также настойчивость городского головы позволили восстановить здесь школу. Даниловскому городскому обществу было разрешено использовать для содержания училища "доходы с частных заведений, устроенных на городской земле", "с незастроенных мест города, выгоду от которых получают частные лица". В первый год существования школы И. И. Зженов взял на себя расходы по ее содержанию, а для ее "обзаведения" пожертвовал 100 рублей. Кроме того, Иван Иванович согласился принять на себя обязанности штатного смотрителя "без всякой за то платы". Именно его усилиями была проведена "подписка на пожертвования" для нового учебного заведения среди дворян и благонамеренных граждан. К1814 г. было собрано около 1000 рублей.
В 1812 г. почетным смотрителем училища был выбран дворянин из Даниловского уезда полковник Д. Е. Поливанов. Дмитрий Евгра-фович пожертвовал дл.я школы двухэтажный каменный дом, правда, на первом его этаже он намеревался открыть приют для подкинутых младенцев. Даниловская городская дума обязалась выплачивать ежегодно для школы 400 рублей. В апреле 1813г. учениками Даниловской школы были 8 мальчиков. Учителем в данном учебном заведении стал выпускник Ярославского высших наук училища И. С. Топорский. Для того, чтобы получить это назначение, Иван Семенович уволился из Даниловского уездного суда. Впоследствии он продолжал служить по ведомству МНП, в 1815 г. за успехи в работе Топорского перевели в Ярославское уездное училище. Через несколько лет он получил должность преподавателя естественной истории и физики в Ярославской гимназии.
Но не всегда Даниловскому училищу везло с учителями. Так, в 1835 г. директор Демидовского лицея и училищ Ярославской губернии А. Ф. Клименко в своем отчете о состоянии подведомственных эму заведений отметил, что в Данилове школа находится в "до-зольно ветхом положении", "успехи учеников недостаточны", и все это происходит по вине учителя Руднева, который, видимо, приходил на занятия в нетрезвом состоянии. Именно эта проблема была характерна для многих приходских школ в небольших городках России, следующую фразу можно встретить довольно часто в отчетах того времени: "...не радея о своей должности, приходил в классы весьма редко, в положенное время к учению отлучался самовольно, наконец, смотрителем неоднократно замечен пьяным".
Причинами этого были тяжелый труд, нищенский заработок, убогое жилище учителей - молодых людей, которые приезжали в маленькие городки после окончания гимназии, вузов, например, Московского университета или Ярославского Демидовского лицея. Учителям вменялось в обязанности бороться с невежеством жителей, раскольническими идеями, убеждать отдавать детей не к, так называемым, "мастерам" или "мастерицам", а в школу. Один из обывателей маленького городка Ярославской губернии первой половины XIX века считал просвещение вредным, так как "грамотный важничать станет и сопьется: он по надписи знает, где какое вино". Если
педагог проявлял независимость в образе мыслей, пытался ввести новые методы преподавания, со стороны жителей шли жалобы в дирекцию училищ.
В Даниловской школе работали законоучитель и "светский учитель". Последний должен был дать детям навыки чтения, письма и знания о первых четырех действиях арифметики. Все науки должны были быть пройдены за год, реально же обучение занимало полтора - два года, так как в год дети занимались в среднем до 6 -7 месяцев. В Даниловской школе в разные годы училось одновременно от 8 до 26 человек. При 20-летней службе учитель мог рассчитывать на пенсию в 1/3 жалования, после 25 лет - на 2/3, после 30 лет работы - на полное жалование.
В 1836 г. на содержание школы городская дума выделяла 300 руб. ассигнациями, с 1841 г. - уже 270 руб. серебром. Учитель получал здесь до 180 рублей, что было недостаточно для содержания семьи. Такая сумма была в 3 -4 раза меньше прожиточного минимума для небольшого городка Ярославской губернии. Чтобы несколько улучшить свое материальное положение, педагоги г. Ярославля шли работать в несколько учебных заведений (гимназию, уездное училище или мужской пансион). В уездных городках часто такой возможности не было.
В 1834 г. Николай I утвердил "Положение о домашних наставниках и учителях", по которому было запрещено открывать "без особой надобности" новые частные пансионы в Москве, Санкт-Петербурге и других губернских городах. С начала XIX века в Ярославле открывались школы для детей благородного состояния, особенно для обучения девочек. С 1830-х гг. частные пансионы начали создаваться и в уездных городах губернии - Рыбинске, Угличе, чаще всего открывали их женщины.
В 1840-х гг. проблема обучения девочек из недворянских сословий активно обсуждалась в нашем крае. В 1841 г. Даниловское городское общество не согласилось открыть в уезде женскую школу. Но уже в 1843 г. учитель Даниловского приходского училища Савва Осецкий создал уникальную для Ярославской губернии частную школу - "для первоначального обучения малолетних". Действовала она до 1847 г. (до смерти учителя). Обучал Савва Иванович девочек как из дворян, так и из мещан и приказнослужительских детей.
В разные годы у него было не более 5-6 учениц. Занятия проходили на квартире учителя. Эту школу можно было приравнять по курсу наук к приходскому училищу, девочки изучали здесь чтение, письмо, получали первоначальные знания по арифметике.
Сеть начальных учебных заведений в Российской империи первой половины XIX в. не была единой, школы подчинялись разным ведомствам. Если в городе преобладали начальные училища ведомства МНП, то в сельской местности их практически не было. Объяснялось это тем, что все затраты по содержанию школ возлагались на владельцев земли, на которой они открывались.
В конце 1837 г. для развития сельского хозяйства в России было создано Министерство государственных имуществ. Для подготовки нужных ему специалистов (писарей, агрономов и т. д.) это ведомство на своих землях начало открывать школы. В Даниловском уезде, в с. Вятском, при Успенской церкви, было создано подобное учебное заведение в 1843 г. Вопрос об его открытии начал обсуждаться еще в 1841 году. После 1851 г. такая же школа для поселян-ских детей появилась в с. Федоровском. В Вятском училище в 1854 г. обучалось 21 мальчик и 1 девочка, в 1855 г. - 18 мальчиков и 3 девочки. В с. Федоровском в 1854 г. школу посещал 21 мальчик, в 1855 г. -13 молодых людей. По показателю обучающихся девочек Даниловский уезд идет вслед за Ярославским и Ростовским уездами. Что интересно, анализ отчетов и формулярных ведомостей показывает, что в Вятской школе, где обучалось практически всегда около 30 человек, работал один учитель, а в Федоровском училище, где детей было значительно меньше, преподавали два педагога. Учебная программа этих школ соответствовала "Уставу учебных заведений" 1828 г. Дети изучали здесь священную историю, Краткий катехизис, Закон Божий, чистописание и письмо цифр, чтение гражданской и церковной печати, церковное пение "понаслышке".
Таким образом, на примере Даниловского уезда перед нами предстает типичная ситуация народного просвещения в российской глубинке первой половины XIX в. После опубликования "Устава" 1804 г. на основе ранее открытых народных школ начали создаваться уездные или приходские училища. Иногда, как в случае с Даниловским учебным заведением, они оставались 5-6 лет в неизменной тюрме - малой школы. Подобное училище из-за низкого финансирования, непопулярности среди горожан могло закрываться, и только энтузиазм некоторых жителей и твердая политика правительства позволяли восстановить школу и не давали ей потом затухнуть. С середины 1830-х гг. в уездных городах начали открываться женские пансионы или начальные школы. С конца 1830-х гг., после создания Министерства государственных имуществ, в этом ведомстве начали появляться "школы для поселянских детей", именно они составили особую сеть учебных заведений, послужившую основой в 1860-х гг. для земских школ.
|
|
Разное |
|
У кого есть какие-либо предложения или кто-то желает открыть новую рубрику, раздел и т.п. -- пишите, обсудим. syar2006@mail.ru
|
|
|
Для детального прогноза "кликни" по картинке.
|