Герб города Данилова
Д  А  Н  И  Л  О  В

Ярославская область
 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Rating All.BY Каталог сайтов Lookup.ru
  Главная Форум Гостевая Контакт  
Статьи

Татьяна МАКАРОВА.
директор Даниловского муниципального
историко-краеведческого музея.


ШУБИНО-ВАХТИНСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА.


Учащиеся мужского городского училища Шубино-Вахтинская сельскохозяйственная школа была уникальным явлением не только Даниловского уезда, но и всей России.
В конце XIX века земский гласный А. Н. Шубин предложил открыть в с. Бахтине двухклассное земледельческое училище, для чего выстроил дом и отвел участок в 10 десятин. Дом и землю он предложил в дар земству, а также составил проект учебной программы: Закон Божий, русский язык, математика, география, история, сельское хозяйство и учение об орудиях, строительное дело, создание скотного двора, помещений для домашней птицы и пчел. Обучение предполагалось бесплатным, пятилетним.
Желание Шубина осуществилось лишь после его смерти, когда имением в Бахтине владел уже его племянник князь В. В. Оболенский. Школа была открыта 20 октября 1888 года. Называлась она Шубино-Вахтинская земледельческая низшая школа второго разряда.
Население отнеслось к вновь открытой школе крайне недоверчиво, и с 20 октября по 1 января в нее не поступило ни одного ученика. Благодаря уговорам владельца имения и учителей, с 1 января все же записались 6 человек. Объявления о наборе в школу были разосланы в различные учебные заведения, приюты, должностным лицам Ярославской губернии. В результате этих мер в следующем году желающие обучаться в новой школе нашлись. Это были неудачники из духовных училищ, 6 человек прислали из Императорского московского воспитательного дома, несколько человек из ярославских приходских школ и латыши. Все они (37 человек), вследствие малого развития и малограмотности, были приняты в подготовительный класс.
Задачей школы ставилось научное ознакомление крестьян с землей, чтобы поднять её производительность. В 1889 году при хозяй- стве школы было 69 голов крупного рогатого скота, 10 лошадей, 2 свиньи, 14 голов домашней птицы. Озимою рожью было занято 10 десятин земли, овсом - 20 десятин, яровой рожью - 200 сажен, под пшеницей -1 десятина, ячменём - 6,5 десятины, горохом - 200 сажен, картофелем -1,2 сажени (картофеля сажали до 100 сортов), льном - 2 десятины, травами - 60 десятин. При школе имелась библиотека -1700 томов. Возраст обучающихся - от 12 до 20 лет.
Первый выпуск сделан в 1893 году. Из первого приема 4 человека получили аттестаты о полном окончании курса; остальные, в связи с поднявшимся спросом на низших сельскохозяйственных служащих, взяли места (т. е. устроились на работу) и выбыли из школы до окончания курса. Получившие аттестаты поступили на работу с жалованием 200 - 300 рублей в год, это был очень хороший заработок. Узнав об этом, местные крестьяне стали охотно отдавать в школу своих детей.
На какие же средства существовала школа? Министерство государственных имуществ в течение 12 лет выделяло по 2000 рублей, губернское земство - по 500 рублей, уездное земство - по 708 рублей 63 копейки. Приносили доход школьные мастерские, сад и огород.
После первого выпуска учредитель школы князь В. В. Оболенский подал в земскую управу ходатайство о продлении договора, так как пособие от казны было назначено до 1900 года. Мнения разделились. Уполномоченный от Министерства земледелия и государственных имуществ Н. А. Крюков отмечал пользу школы и труды управляющего И. Н. Епьчанинова, предлагал продолжить субсидии. Гласный Е. П. Петров находил субсидию от земства обременительной. Гласный В. А. Шестаков считал, что, уничтожив школу, земство поступит нерасчетливо, так как за 700 с небольшим рублей собственной субсидии имеет школу, на которую большие средства, не считая учебных пособий, выделяют Министерство земледелия и губернское земство. Гласный И. Ф. Ивашкевич, высказываясь за продление договора, обосновал свое мнение следующим образом. Большая часть мужчин уезда уходит в отхожие промыслы, а они могут упасть, как упал, например, трактирный промысел, когда только Петербург после закрытия трактиров выслал около 10 тысяч человек, большинство из которых - из Ярославской губернии. Они могли поступить в школу.
Вопрос о субсидии в прежнем размере решался закрытой баллотировкой шарами и большинством -10 против 9 - решён положительно. Школа продолжала работать. Задачей школы было распространение в народе практическим путем основных понятий по сельскому хозяйству вообще и, в частности, по молочному хозяйству и уходу за молочным скотом, свиньями, птицей, по пчеловодству, а также по ремёслам (столярному и кузнечному) в применении их к сельскому хозяйству. В школу принимались ученики всех сословий, достигшие 12 лет. Для поступления в приготовительный класс требовалось умение читать и писать, в 1 класс - знание программы сельского начального училища.
Попечителем школы был князь В. В. Оболенский, окончивший школу гвардейских подпрапорщиков. В должности утвержден с 20 октября 1888 года.
Выдающимся человеком был управляющий школой И. Н. Ель-чанинов, потомственный дворянин, закончивший курс Московской земледельческой школы Императорского московского общества сельского хозяйства в 1883 году с аттестатом первого разряда. До вступления в должность управляющего занимался сельским хозяйством в своём имении в Угличском уезде. За труды по исследованию климата России Конференцией императорских академических наук в 1902 году был утвержден членом-корреспондентом главной физической обсерватории.
Законоучителем был священник Н. П. Успенский, закончивший в 1868 году Ярославскую духовную семинарию. Он же преподавал и церковное пение. В школе имелся ещё один законоучитель - священник И. Невский, закончивший Ярославскую духовную семинарию в 1882 году.
С 1894 года молочное хозяйство, свиноводство и птицеводство преподавал мещанин Н. С. Исаков, который и сам в 1892 году закончил Шубино-Вахтинскую школу, а затем 3 месяца был практикантом в Одимоновской школе молочного хозяйства.
Учительница-надзирательница дворянка Л. В. Гонгелин, закончившая в 1892 году санкт-петербургское Николаевское женское училище, преподавала русский язык, чистописание и зоологию. В школе был еще учитель-надзиратель Г. М. Барабанов, из крес- тьян. Он кончил Новинскую учительскую семинарию в 1879 году, работал в сельских училищах. С 1893 года преподавал в школе арифметику, учение о полезных и вредных растениях и животных.
По вольному найму работали сторож, кухарка и столяр. В хозяйстве имения, составлявшем целое с хозяйством школы, было три постоянных годовых работника и три постоянных работницы, а также одна летняя. Состав учащихся в 1893 году - 27-человек. Здесь учились дети потомственных дворян, военных, духовенства, мещан и крестьян, в возрасте от 12 до 20 лет.
В 1893 -1894 учебном году школу ревизовал член совета земледелия и государственных имуществ тайный советник Н. П. Мос-кальский и нашел ее в очень хорошем состоянии как в отношении теории, так и практики.
Классные занятия чередовались с практическими ежедневно. Практические занятия проводились в хозяйстве имения. Ученики обрабатывали (пахали и боронили) почву, удобряли её навозом и минеральными туками, сеяли растения, пропалывали их, убирали, молотили, веяли и сортировали зерно.
На конные работы (пахота, боронование) выходили с 4 до 8 часов, потом шли завтракать, их до обеда заменяли другие, менялись и после обеда.
Проводились экскурсии по угодьям имения, во время которых обращалось внимание на различие во всходах и росте хлебов в зависимости от степени удобрения почвы, времени посева, положения поля, а также на болезни и повреждения растений насекомыми, на пригодность тех или иных растений для лугов и выгонов. На опытном поле посеяли яровые хлеба 25 сортов, а в августе -рожь и озимую пшеницу с разным количеством фосфорных удобрений.
Работали учащиеся и на сельскохозяйственных орудиях и машинах, обращая внимание на их достоинства и недостатки, а также' разбирали-собирали и чистили их. На маслобойне Лефельда сбивали парижское масло (120 пудов).
Знания, получаемые в школе, были обширны. Ученики занимались счетоводством: вели учет, надзирали за работами, вели делопроизводство школы. Обучаясь садоводству и огородничеству, перекапывали землю, устраивали и удобряли гряды. Сажали петрушку, морковь, салат; сельдерей, лук, укроп, шпинат, горох, огурцы, репу, фасоль, свеклу, пастернак, кориандр. Десять гряд овощей и медицинских трав было отведено для опытов. Сажали и ухаживали за черенками, сеянцами и саженцами, прививали деревья, пересаживали их и кусты, рыхлили почву, поливали, ухаживали за цветами, уничтожали вредных насекомых. Выращивали овощи в парниках, высаживали рассаду. Разводили землянику и клубнику. Сушили овощи на машине Ридера. Из лесных и садовых ягод делали вина.
В области скотоводства ученики учились доению и уходу за коровами, телятами, свиньями, лошадьми, домашней птицей, выводили птицу в инкубаторе. Определяли вес животных обмером по способу Допольдсона, возраст - по зубам и рогам, подбирали племенных производителей, оценивали животных по признакам молочности и пригодности для откорма.
Занимаясь естественными науками, составляли гербарии полезных и вредных растений, собирали насекомых и наблюдали за их превращениями.
На средства управляющего И. Н. Ельчанинова при школе была оборудована метеостанция второго разряда первого класса. На ней 3 раза в сутки вели наблюдения за давлением по барометрам, ртутному и анероиду, 16 раз в сутки - за температурой воздуха по термометрам разных систем, температурой поверхности почвы, влажностью воздуха и его плотностью, направлением и силой ветра, его давлением, наблюдали за количеством, густотой, формой и направлением облаков, видом, высотой и продолжительностью атмосферных осадков, продолжительностью северного сияния по илиографу Величко, испарениями воды, плотностью снега и его высотой, за метелями, грозами, высотой уровня воды, ростом хлебов. Выводы из наблюдений (годовые и ежемесячные) печатались в "Летописях главной физической обсерватории", подробный отчет о деятельности метеостанции представляли губернскому земскому собранию. Учащиеся школы сами заготовляли провизию: солили мясо, капусту и другие овощи, а также выдавали в стирку и принимали белье, следили за порядком и чистотой, чинили одежду и белье.
При школе была столярная мастерская, где делали рамочные ульи различных систем, грабли, ящики для масла, парниковые рамы, книжные и посудные шкафы, веялки-сортировки, столы, складные кровати, рамки для фотокарточек. Здесь же ремонтировали инвентарь.
За все работы, не имеющие учебного назначения, учащиеся получали вознаграждение. Для каждого из них в Даниловской по-чтово-телеграфной сберкассе выправлялась особая книжка.
Очень разумно был устроен быт школы. Помещалась она в двухэтажном здании, на первом этаже - кухня, на втором - классные комнаты, квартиры учителей, спальни. Столярная мастерская находилась в особом здании. Вставали ученики в 5 часов 30 минут, по праздникам - на час позже, ложились в 9 часов вечера. На завтрак давали им обычно ржаной хлеб и молоко, то же самое - на полдник (на ужин). К обеду и ужину в скоромные дни - мясные щи из расчета 1/2 фунта мяса на человека, пшенную кашу с льняным маслом и снятое молоко, жареный картофель; в постные дни - гороховый суп или щи.
Одежда представляла собою кумачовую рубашку, нанковые брюки, кожаные сапоги, выдавалась фуражка, зимой - шинель на вате.
Бельё (3 смены) менялось раз в неделю, шили его в школе, а стирала прачка.
Каждому ученику давали матрац и подушку, набитые соломой, наволочку и байковое одеяло.
В баню зимой ходили 2 раза в месяц, летом ежедневно купались. Спали на нарах. В свободное время - отдых и игры. Благодаря здоровому образу жизни воспитанников, простудных заболеваний в школе не было, лишь инфекционные. При школе имелась аптека, работал фельдшер, раз в неделю приезжал врач Даниловского уездного земства.
Условия жизни не благоприятствовали развитию дурных наклонностей. Наиболее частым проступком было курение. За провинности наказывали внушением, штрафом, за более серьезные - арестом, лишением пищи, даже исключали из школы.
Частные и общие вопросы обсуждал совет школы.
Так работала школа до 1900 года, когда вопрос о её существовании был поднят вновь. Здание школы требовало ремонта. Кроме того, возникли трения с князем В. В. Оболенским, который хотел, чтобы земство отказалось от 10 десятин земли, пожертвованных Шубиным. Шубин к тому времени умер, а его дар не был оформлен нотариально.
Контракт Оболенского с Министерством земледелия закончился в 1900 году, и с. Бахтине перешло к камергеру Высочайшего двора П. Н. Семенову, который отказался заключить прежний договор по содержанию школы.
Но И. Н. Ельчанинов не хотел мириться с ликвидацией школы. Он предложил принять от него в казну 100 десятин из его имения в с. Половинкино Угличского уезда. Туда и была переведена Шубино-Вахтинская школа. А Даниловский уезд лишился уникального учебного заведения, польза которого была очень велика.

Разное
У кого есть какие-либо предложения или кто-то желает открыть новую рубрику, раздел и т.п. -- пишите, обсудим. syar2006@mail.ru


































 


Для детального
прогноза "кликни"
по картинке.

Географмическая карта
Географмическая карта
Увеличить
Hosted by uCoz