|
|
Абсурд |
|
АБСУРДЫ, ПАРАДОКСЫ (ИЛИ БРЕД) НАШЕЙ ЖИЗНИ
Человек воспринимает окружающую его действительность на основании имеющегося у него опыта, в сравнении. Если новые события вписываются в рамки происходившего ранее, привычного, каждодневного, то человек чаще всего и не задумывается над тем, нормально ли происходящее или ненормально. Оно уже стало для него нормой. Человеческое существо привыкает ко всему. Подозреваю даже, что в подсознании существует генетический механизм восприятия на основании опыта предыдущих поколений, который анастезирует сознание. Мы привыкаем к жестокостям, смертям, преступлениям. Человек даже привыкает убивать на войне. Потом возвращается в мирную жизнь, а привычка остается.
Но, обыденное для нас может быть ненормальным для взгляда со стороны, привыкшего к другим реалиям. Для иностранцев, для наших людей, поживших за границей, многие стороны нашего существования абсурдны.
Вопрос, хотим ли мы нарушить нашу обыденность, или сохранить удобную для нас ментальность, остается открытым. Для тех, для кого современный привычный российский уклад жизни имеет высшую ценность, наверно, излагаемое останется просто взглядом со стороны.
Вообще-то, абсурд это нелепость, бессмыслица. Но это чисто человеческое восприятие, событие, так оцениваемое человеческим разумом. Как ни странно, ни одно из состояний в природе, ничто происходящее в ней не оценивается этим разумом как абсурдное. Осознание абсурдности возникает только по отношению к деятельности человека и именно в его мозгу. Отсюда напрашивается вывод, что именно вмешательство человека в природные процессы, нарушение их естественного хода, попытка управлять ими и есть этот самый абсурд. По мне, больше всего абсурда в общественном устройстве нашей жизни, в том, как все, кому не лень, эту нашу жизнь организовывают.
Кто же более всего способен создавать абсурда в жизни? Тот, кто стремится управлять жизнью сообщества по своему частному усмотрению, не сообразуясь с интересами и мнением сообщества, в большинстве случаев даже не понимая масштабности и естественной природной взаимосвязанности явлений, ограничиваясь узкими, сиюминутными, порой ничтожными, целями. В первую очередь, конечно, это те, кто имеет возможность принимать волюнтаристские решения, распоряжаясь и бесконтрольно используя ресурсы, находящиеся не в своей личной собственности. Похоже, они в своем существовании, восприятии жизни уже ушли за черту абсурда, живут в этом абсурде и воспринимают его как норму. Остальное население просто втягивается в это.
Примеров в окружающей действительности множество. Много пришло из прошлого и тщательно сохраняется. Но новых творится еще больше.
Как в прежние советские времена везут на село сыр, мясо, мясные полуфабрикаты, колбасы. Но теперь из города прихватывают уже и яйца, молоко, творог, сметану для собственного потребления. Предприниматели, занимающиеся доставкой продуктов в сельскую местность, свидетельствуют, что большим спросом у деревенских жителей пользуется выпечка городских предприятий общественного питания. Это при том, что на селе в каждом доме есть русская печь, именно пирогами и славившаяся. Может, это не было бы так абсурдно, если бы объяснялось ростом интенсивности и эффективности, специализацией сельскохозяйственного производства, сопровождающихся соответствующим ростом благосостояния жителей на селе и естественным уходом от натурального хозяйства.
Места покинутых деревень, родина где-то живущих еще не старых людей, места, обустраивавшиеся веками тяжким трудом наших предков, места старых кладбищ, где похоронены эти предки, стали карьерами по добыче песка для строительства домов в городе, стали свалками для отходов, вывозимых из города. И все меньше становится жителей села, поля пустеют и зарастают кустарником и мелколесьем. Электрички же и местные поезда, после воскресенья идущие в Ярославль, наполнены студентами и местными жителями, работающими в областном центре. В вагонах стоит полный «интеллекта» гомон, через фразу дополняемый матерными присказками.
В течение многих столетий наши предки неустанно создавали и улучшали среду обитания для себя и своих детей, потомков. Они расчищали пространство под пахотные земли, луга, пастбища, одновременно оберегали лес, в меру используя его ресурсы, грамотно эксплуатировали реки. Несмотря на избыточность сельского населения, всем всего хватало, и древесины, и зверья, и дичи, и рыбы, и грибов, и ягод. Создавалась ландшафтная архитектура – на красивых, удобных местах строились деревни, ставились храмы, обустраивались поместья. Все это вместе олицетворяло Русь, Россию. Без этого невозможно ее представить. Потомки же, начиная с 17-го года, все это последовательно уничтожают, особенно в последние десятилетия. Сейчас все приближается к своему пределу, если дальше, что и будет, то – другая страна. Непонятно о каком патриотизме могут быть рассуждения.
Конкретный человек, в первую очередь живущий на селе, совершенно не является хозяином состояния ареала своего обитания. Его слово ничего не значит. Приезжают люди, живущие зачастую в другом регионе, рубят и вывозят лес, обезображивают или уничтожают при этом поля, луга, ручьи, родники, местные дороги. Приезжие охотятся, рыбачат, просто отдыхают, берут от природы, сколько и чего им хочется. Местный житель не является хозяином места, где он живет.
Разве все это не абсурды? И это только одна из сторон нашего существования. Продолжать можно и дальше.
Чем меньше масса населения будет участвовать в устройстве общественной жизни, устройстве государства, чем меньшему общественному осмыслению будут подвержены происходящие в обществе процессы, тем более абсурдна будет жизнь каждого из нас. И, скорее всего, мы даже перестанем осознавать это.
Наивысшим проявлением абсурда в ХХ веке был фашизм в Германии. Где гарантии, что неуправляемая обществом бюрократия не приведет страну к еще большему абсурду какого-нибудь подобного или другого типа?
Предлагаю начать создавать коллекцию абсурдов нашего общественного существования, нашего общественного устройства, наших общественных взаимоотношений. Думаю, это могли бы быть просто короткие описания в большинстве даже просто бытового плана, неординарный взгляд.
Пишите свои наблюдения.
Между прочим, истории Вениамина Землина это и есть взгляд со стороны на абсурдность нашей российской жизни.
|
|
Разное |
|
У кого есть какие-либо предложения или кто-то желает открыть новую рубрику, раздел и т.п. -- пишите, обсудим. syar2006@mail.ru
|
|
|
Для детального прогноза "кликни" по картинке.
|